Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря(гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы)
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
Макет дерева без веток, картина о природе, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты макеты деревьев для оформления.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Мотивация к деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг.
- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда - его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем:
В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ,ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
- Что же делать ребята?
- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
- И вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса).
Слайд 1 Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. (лист бумаги с нарисованным стволом)
- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)
- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.) (Слайд 2)
- Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) (Слайд 3)
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы. (Слайд4)
Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.
- Зимой - на веточках лежит белый снег. (Слайд 5)
- Весной - на ветках нежные листочки. (Слайд 6)
- Летом - дерево покрыто густой, зеленой листвой. (Слайд 7)
- Осенью - береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад). (Слайд 8)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста)
Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. (Слайд 9) . Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. (Слайд 10). В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы».
На разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.
- Ребята давайте вернемся, мы к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?
Дети: Да. Нашли кору от березы?
Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием. (Рассказать о пользе березы) (Ответы детей)
- Березка, не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы».
Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
Сок березы любят птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком.
- А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойства березы, выполнили?
Воспитатель: Мы тогда мы прикрепляем веточку для березки.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.
- Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё.
Ответы детей. Прикрепить листочки.
- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь ее.
- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями.